вторник, 5 марта 2019 г.

Из зрительного зала. Две встречи с Викторией Харитоновой.

Заместитель главного режиссера по репертуару Ульяновского театра драмы Виктория Ивановна Харитонова


С заместителем главного режиссера по репертуару Викторией Харитоновой мы учились на одном курсе ЛГИКа, Ленинградского Государственного института культуры имени Н.К.Крупской. Я не была с ней знакома, но запомнила ее по общим лекциям потока. Кто знал ее, понимает меня: Вика была заметной, харизматичной.

После окончания нашего института Виктория Харитонова закончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.  Так с разницей во времени мы переместились из Ленинграда в Ульяновск.

Снова я встретила ее на семинаре Ульяновского отделения общества «Знание». Была раньше такая просветительская организация. Точное название  выступления сокурсницы не помню, но говорила она, конечно, о театре того времени (70-80-тых годов прошлого века).




Театральное искусство на рубеже 70-80-тых годов было очень интересным, значимым в обществе, почти сакральным. Я знаю людей, которые ездили в Москву на спектакли и кинофестивали, деля отпуск на две части, а все остальное время копили на это удовольствие деньги.


«Юнона и Авось» в Ленкоме. Артисты Е. Шанина и Н. Караченцов. Режиссер М. Захаров.


Театральный процесс был сложным, рождались новые имена, изменялось отношение к режиссуре, развивались театральные формы, шли активные поиски нового содержания, которое отражало бы внутренний облик простого человека. Особую роль играли малые залы, где актеры и режиссеры могли экспериментировать.

Имена, которые у всех театралов сегодня на слуху, тогда только начинали проявлять себя, самоутверждаться: Лев Додин, Анатолий Васильев, Роман Виктюк, Эймунтас Някрошюс, Марк Захаров.

Доклад В. Харитоновой носил одновременно обзорный и аналитический характер, новые литературные и театральные имена, информация, которую непросто было отыскать в библиотеках Ульяновска. Виктория была тогда в расцвете своих физических и творческих сил, говорила спокойно, не торопясь, призывая и нас поразмышлять над проблемами театра.


Программки с пометкой «зам главного режиссера по репертуару В. И. Харитонова»


Второй раз Виктория Ивановна выступала в Центральной городской библиотеке в Клубе интеллигенции. К тому времени она уже боролась с тяжелым недугом, было видно, что ей нелегко. Но по-прежнему выступала блестяще. На этот раз она говорила только о нашем Ульяновском театре.

Тогда вышла книга «И только память обо всем этом», составителем которой она была. К сборнику Виктория Харитонова написала большую вступительную статью, в которой осветила путь всего театра в Симбирске - Ульяновске, начиная со спектаклей в крепостных театрах XIX века.


«И только память обо всем этом…»: Альбом к страницам истории театра Симбирска-Ульяновска. – ОАО «ИПК Ульяновский Дом печати», 2006.

Особый упор она сделала на театр Юрия Копылова. Юрий Александрович стал художественным руководителем в 1987 году, и он привнес в театр те идеи и мысли, о которых Виктория Ивановна много лет назад говорила на семинаре в обществе «Знание».


Юрий Семенович Копылов был увлечен драматическим театром. Ему были интересны актеры, способные проходить через боль героя, обостренную ситуацию вплоть до трагического осознания происходящего в жизни и душе.

Желание найти своего актера, единомышленника привело Копылова к созданию в рамках УлГУ актерского факультета. Ему удалось создать авторский театр.

Программки спектаклей Ю. Копылова

 Начиная работу в Ульяновске, он обратил внимание на потерю театром «живого контакта со зрителем». Он вернул зрителя в зал, создал современный интеллектуальный театр, каким он является и до сих пор, при этом опирался на классику.

В результате сам Юрий Семенович Копылов, постановщик Станислав Семенович Шавловский, актеры Кларина Ивановна Шадько, Борис Владимирович Александров и Валерий Сергеевич Шейман в 2001 году были удостоены высокой награды – Государственной премии РФ в области литературы и искусства.




Комментариев нет:

Отправить комментарий