Заместитель главного режиссера по репертуару Ульяновского театра драмы Виктория Ивановна Харитонова
|
С заместителем главного режиссера по репертуару Викторией Харитоновой мы учились на одном курсе ЛГИКа,
Ленинградского Государственного института культуры имени Н.К.Крупской. Я не
была с ней знакома, но запомнила ее по общим лекциям потока. Кто знал ее,
понимает меня: Вика была заметной, харизматичной.
После
окончания нашего института Виктория Харитонова закончила Ленинградский институт
театра, музыки и кинематографии. Так с разницей
во времени мы переместились из Ленинграда в Ульяновск.
Снова я
встретила ее на семинаре Ульяновского отделения общества «Знание». Была раньше
такая просветительская организация. Точное название выступления сокурсницы не помню, но говорила
она, конечно, о театре того времени (70-80-тых годов прошлого века).
Театральное
искусство на рубеже 70-80-тых годов было очень интересным, значимым в обществе,
почти сакральным. Я знаю людей, которые ездили в Москву на спектакли и
кинофестивали, деля отпуск на две части, а все остальное время копили на это
удовольствие деньги.
«Юнона и Авось» в Ленкоме. Артисты Е.
Шанина и Н. Караченцов. Режиссер М. Захаров.
|
Театральный
процесс был сложным, рождались новые имена, изменялось отношение к режиссуре,
развивались театральные формы, шли активные поиски нового содержания, которое
отражало бы внутренний облик простого человека. Особую роль играли малые залы, где актеры и режиссеры могли экспериментировать.
Имена,
которые у всех театралов сегодня на слуху, тогда только начинали проявлять
себя, самоутверждаться: Лев Додин, Анатолий Васильев, Роман Виктюк, Эймунтас
Някрошюс, Марк Захаров.
Доклад В.
Харитоновой носил одновременно обзорный и аналитический характер, новые
литературные и театральные имена, информация, которую непросто было отыскать в
библиотеках Ульяновска. Виктория была тогда в расцвете своих физических и
творческих сил, говорила спокойно, не торопясь, призывая и нас поразмышлять над
проблемами театра.
Программки с пометкой «зам главного
режиссера по репертуару В. И. Харитонова»
|
Второй раз
Виктория Ивановна выступала в Центральной городской библиотеке в Клубе
интеллигенции. К тому времени она уже боролась с тяжелым недугом, было видно,
что ей нелегко. Но по-прежнему выступала блестяще. На этот раз она говорила
только о нашем Ульяновском театре.
Тогда вышла
книга «И только память обо всем этом», составителем которой она была. К
сборнику Виктория Харитонова написала большую вступительную статью, в которой
осветила путь всего театра в Симбирске - Ульяновске, начиная со спектаклей в
крепостных театрах XIX века.
«И только память обо всем этом…»:
Альбом к страницам истории театра Симбирска-Ульяновска. – ОАО «ИПК Ульяновский Дом
печати», 2006.
Особый упор
она сделала на театр Юрия Копылова. Юрий Александрович стал художественным
руководителем в 1987 году, и он привнес в театр те идеи и мысли, о которых Виктория
Ивановна много лет назад говорила на семинаре в обществе «Знание».
Юрий
Семенович Копылов был увлечен драматическим театром. Ему были интересны актеры,
способные проходить через боль героя, обостренную ситуацию вплоть до
трагического осознания происходящего в жизни и душе.
Желание
найти своего актера, единомышленника привело Копылова к созданию в рамках УлГУ
актерского факультета. Ему удалось создать авторский театр.
Программки спектаклей Ю. Копылова
|
В результате
сам Юрий Семенович Копылов, постановщик Станислав Семенович Шавловский, актеры
Кларина Ивановна Шадько, Борис Владимирович Александров и Валерий Сергеевич Шейман
в 2001 году были удостоены высокой награды – Государственной премии РФ в
области литературы и искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий