Кадр из фильма
«Коллектор». В роли Артура Константин
Хабенский.
|
Успех фильма связан с именем Константина Хабенского, играющего эту единственную на экране роль. Несколько раз он был номинирован на «Лучшую мужскую роль» и завоевал на кинофестивале «Кентавр» (2016 год).
Но, думаю, главная заслуга фильма «Коллектор» в его режиссером решении. Кинорежиссер Алексей Красовский, он же сценарист, также выдвигался на премию «Лучший игровой фильм» и «Лучший сценарий».
Из сериалов Красовского частично видела «Метод Фрейда». Не в восторге. Бич нашего времени — сериалы — скорей дают практику создания кинопректов, нежели выработки своего почерка.
Талант Алексея Красовского в компактности произведений. Посмотрите его короткометражки «Конец» (2014), «Экстремист» и «Амнезия» (2018), и вы согласитесь со мной. Но главная его удача — компактный 74-минутный фильм «Коллектор».
Кадр из
короткометражного фильма «Экстремист».
В ролях Евгения Дмитриева и Семен
Трескунов.
|
Порой страсти горят нешуточные. Наверное, помните нашумевшее в прошлом году дело о коллекторе, бросившем в окно должнику «коктейль Молотова».
Коллектор Хабенского интеллигентен, умен, изобретателен. На то и типаж актера, лицо Совкомбанка, чтоб зритель изначально понимал, что герой фильма «Коллектор» позитивен и проникся к нему симпатией.
В конфликтах не бывает виноватой одна сторона. Заемщики порой думают, чем угодно, но не головой. Полагают, что, если у них сейчас нет средств, то вскоре они чудесным образом появятся. Появляются же стихийные бедствия, потеря работы, экономические кризисы и разлады в семье.
По правилам на должность коллектора надо брать людей особо стрессоустойчивых, знакомых с финансовой грамотой, поскольку в основе контакта с должниками лежит «поиск решения проблем».
Герой Хабенского Артур поиском решения проблем должника не занимается однозначно, а вот поиском денег занят, и делает это артистично, ярко, психологически выверенно.
Кадр из фильма
«Коллектор». В роли Артура Константин
Хабенский.
|
Главное удивление фильма «Коллектор» - форма. На экране только Артур, элегантный, энергичный, быстро реагирующий, самодостаточный, непотопляемый. Все общение с коллегами и должниками только по телефону. Красовскому удается создать при этом динамичность, когда «следишь не за событиями на экране, а за событиями в душе человека». Цитата из отзывов зрителей, на мой взгляд, очень точная.
А события в душе разворачиваются серьезные. Одна из жертв психологического выбивания долгов отвечает Артуру его же «языком». Помещает в интернете фейк, порочащий его настолько, что его тут же увольняют с работы и отворачиваются все, кто только что так ценил его.
Артур еще успевает выяснить обстоятельства, задолжник расплатился с долгами, но не сбросился с балкона, а ушел от жены. Но он разбил чью-то жизнь, сломал судьбу и душу. И по версии сценариста и режиссера должен понести полноценное наказание.
Возможно, герой только ранен и выживет, но это будет другая жизнь, где ценности сменяются. Насколько — остается за кадром. Когда-то Товстоногов говорил: «Цель театра — растревожить совесть зрителя». Не знаю, как насчет совести коллекторов и приставов, но рядовому зрителю он напоминает, что кредитование - риск, и риск серьезный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий