Ведущий литературной студии «Восьмерка»
Сергей Гогин
|
В
литературной студии «Восьмерка» (библиотека № 8) г. Ульяновска обсудили
рассказы Шукшина.
В 70 –е годы
прошлого века творчество Василия Шукшина было, наверное, у всех на слуху. Образ
деревенского маргинала, «чудика» был понятен многим тогда. Отношения города и
деревни рвались, но сильны еще были представления о патриархальном укладе
жизни.
В 80-е и все
последующие забыли об этом напрочь, западные стандарты вошли в нашу реальность.
«Чудикам» из рассказов Шукшина не осталось места. В книжных магазинах, уличных
развалах и умах утвердились новые имена и герои, не имеющие к классической
литературе прямого отношения.
Тем приятнее
увидеть на обсуждении молодых юношей и девушек, рассуждающих, почему их,
горожан, «зацепили» рассказы о чудаковатых героях писателя.
Любовь Токарчук на заседании студии
|
Занятия в
студии ведет известный в Ульяновске журналист, поэт и музыкант Сергей Гогин.
Мне показалось, серьезный и уверенный в своей точке зрения.
С его
пониманием, что у Шукшина «две краски: стыд и справедливость» нельзя не
согласиться. Герои Шукшина не просто осуждают несправедливость, они по-своему,
наивно, пытаются справедливость установить.
Автор «Расказа»
Иван пишет пылкое письмо в газету о бросившей его жене («Пускай они
прочитают»). Глеб Капустин «срезает» городских гостей («…товарищ кандидат,
почаще спускайтесь на землю... скромней,
товарищи) (Рассказ «Срезал»).
Милиционер с
сожалением спрашивает Ивана (рассказ «Волки»), не мог ли он в лесу, без
свидетелей, «отметелить» тестя, бросившего его на съедение волкам.
Слово «стыд»
сегодня ушло из разговорного языка. Но ребята вспомнили другое, пришедшее в
двухтысячные годы в нашу страну понятие – «испанский стыд» (от английского
словосочетания spanish shame, которое в свою очередь трансформировалось из испанского vergueza ajena) - стыд за другого. Чувство
неловкости за непорядочность другого человека, стыд за постороннего.
Вспомните
сцену из фильма «Калина красная», где Егор Прокудин слушает, как о нем и его семье
рассказывает Любе Байкаловой его собственная мать.
Кадр из фильма Василия Шукшина «Калина
красная»
Как строит сюжетную линию
актер и режиссер Василий Шукшин? Он не в состоянии вести машину, бьется в плаче
о землю и дает зарок изменить свою жизнь навсегда.
Кинематографисты
тогда выслушали подлинную историю подлинной деревенской старушки и испытали
глубокий стыд из-за невозможности помочь человеку, не имея даже с собой денег,
чтоб передать ей.
Творчество
Шукшина глубоко нравственное и высокохудожественное. Поэтому несмотря на то,
что для современной молодежи шукшинские герои дедушки и прадедушки, они, как
оказалось, «цепляют», «царапают» их, заставляют размышлять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий