Чайка (Юлия Ильина) |
Пьеса
«Чайка» у Чехова начинается с выхода Маши и учителя Медведенко.
- Отчего вы всегда
ходите в черном?
- Это траур
по моей жизни. Я несчастна.
Спектакль
Искандера Сакаева на ульяновской сцене начинается с медленно бредущей женщины,
закутанной в незатейливый плащ с капюшоном.
- …ехать в
Елец в третьем классе… с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут
приставать с любезностями. Груба жизнь!
Это взрослая
Нина Заречная. У Сакаева она Чайка.
На
ульяновской сцене только что прошел спектакль «Чайка» в исполнении Ярославского
театра имени Волкова в режиссерской интерпретации Евгения Марчелли. Режиссер
полностью отклонил образ романтической возвышенной птицы, заявив, что «это ад»,
когда «орут разбушевавшиеся чайки».
Согласен с
ним и Сакаев: «В каждом из нас есть чайка, а птица эта, хоть и красива…, но
хищная и очень опасная».
И вот эта
красивая (а исполнительница роли Юлия Ильина действительно красива) Чайка,
непричесанная, почти в рубище сидит на вокзальной скамейке и вспоминает свою
жизнь.
«Вчера
поздно вечером я пошла посмотреть в саду, цел ли наш театр. А он до сих пор
стоит». Все в ранней юности подчинено театру. Вероятно, поэтому костюмы всех
героев стилизованы под условный театр начала ХХ века, взлелеянный позже
Мейерхольдом. Сакаев, кстати, проходил стажировку в центре имени Вс.
Мейерхольда и обучался биомеханике.
В этом ключе
впервые оказались заметны роли тех, кому Аркадина дала «рубль на троих»:
работник Яков (Алексей Гущин), повар (Сергей Чиненов) и горничная (Мария
Прыскина). Они здесь главные эксцентрики, обрамляющие и соединяющие сцены основных
героев.
Сцена из спектакля "Чайка". Режиссер И. Сакаев |
В
ярославском театре характеристики героев подвинуты к нашему времени. Сакаев
«…не собирался «осовременивать текст». Он рассказал о «боли и невыносимости
счастья».
Юлия Ильина
уже сыграла бессловесную Смерть в спектакле Сакаева «Ромео и Джульетта».
Сделала это замечательно. Теперь она должна выполнить роль чайки, которая несет
по жизни эту боль. Решающей стала последняя встреча Треплева (Александр
Лебедев) и Нины Заречной. Для Треплева Нина еще та юная девочка (Надежда
Иванова), но ее уже нет, есть другая, чужая, повзрослевшая, которая бьется в
истерике от безответной любви к Тригорину (Николай Авдеев). «Я люблю его. Я
люблю его даже сильней, чем прежде».
Вот за что
любить этого закрытого человека, ни в спектакле Марчелли, ни в спектакле
Сакаева, лично я не поняла.
Тригорин (Николай Авдеев), Нина Заречная (Надежда Иванова) |
Тем не
менее, так случилось. И бывшая мечтательница, любившая бывшего мечтателя Костю,
раскрывает «изнанку жизни творческих людей… Оно не делает их счастливыми», -
считает режиссер. Вероятно, он прав, если вспомнить, сколько откровенно
непристойного рассказывает наше «демократическое» телевидение о современных
звездах.
Треплеву не
хватило сил переживать эту изнанку. Человек творческий, он нуждается в
собеседниках, в единомышленниках. Но Тригорин не удосуживается даже читать его
сочинения. Родная мать, играющая и на сцене, и в жизни, не просматривает роли
сына в своем постоянном спектакле. А тут еще любимая призывает только к «умению
терпеть». А чаша терпения переполнилась.
Треплев ушел
из жизни, Заречная «истощена», блистательная актриса Аркадина обречена на
старость. Один Тригорин счастлив: никого не любит, ни для кого ничем не
жертвует, книжечки «пописывает» да рыбу удит. И тот сетует на постоянный
творческий процесс, который он обязан неотвратимо выдавать «на гора».
Вот кому тут
ходить в черном? Кому справлять траур по жизни? Получается, творческому человеку.
И чем он оригинальней, талантливей, тем сложней его жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий