Сцена из спектакля «Лысая певица».
Артисты Е. Лазуренко, А.Лазарев, Е. Шаповалова
|
Классика
театрального абсурда «Лысая певица» в репертуаре Димитровградского драматического
театра с прошлого года. 24 марта в рамках фестиваля «Лицедеи - 2017» спектакль
смогли увидеть ульяновцы.
Абсурд –
нелепость, бессмыслица. Но в театре бессмыслица просто обязана нести смысл. Сюжет
прост: в гости к Смитам пришла чета Мартенов, «на огонек» заглянул пожарный,
периодически появляется служанка Смитов Мэри.
Автор пьесы
франко-румынский драматург Эжен Ионеско начинает с легкого подтрунивания над чопорностью
англичан. «Буржуазный английский интерьер с английскими креслами. Английский
вечер. Мистер Смит, англичанин, в английском кресле и английских туфлях, курит
английскую трубку и читает английскую газету у английского камина. На нем
английские очки, у него седые английские усики. Рядом в английском же кресле
миссис Смит, англичанка, штопает английские носки. Долгая английская пауза.
Английские часы на стене отбивают семнадцать английских ударов».
Сцена из
спектакля «Лысая певица». Е. Шаповалова (Миссис Смит) и А.Лазарев (Мистер Смит)
|
О чопорности
англичан сложено немало анекдотов. Но про Англию очень скоро забываешь и видишь
нашу реальность. Понимаешь, что гости не особенно желанны, хозяева не особенно
интересны, услышать собеседника, а тем более понять никто и не собирался.
Ритуал встречи заполняется анекдотами, бессмысленными рассказами. «Один теленок
обожрался толченым стеклом. В конце концов ему пришлось разродиться. Он
произвел на свет корову. Но так как теленок был мальчик, корова не могла
называть его «мама». Боюсь, что ситуация многим знакома.
В театре
абсурда персонажи не могут быть ни трагическими, ни даже комическими. Они
смешны и все. Нелепы. На сцену выволакивают труп не первого года давности. Он
все время падает, но его ставят вновь, держат, роняют, дергают (артист Константин
Мануйлов). Зачем? Все за тем же: поговорить и забыть навсегда.
Сцена из спектакля «Лысая певица». А.
Лазарев, К. Мануйлов (труп Бобби Уитсон), Е.Шаповалова
|
Герои лишены
психологической разработки, но остаются «персонажами – символами, выражающими
определенную эпоху». Пьеса была написана в 1948 году, ставится до сих пор,
начиная с 1951 года. Середина прошлого века, это время, когда в художественной
культуре проявилось течение, противостоящее общепринятому реалистическому
направлению. Ионеско считал, что «реальность не реалистична», буржуазный
европейский театр «занимается пустяками: делами, экономикой, адюльтером, развлечением
в паскалевском смысле этого слова». Абсурдность человеческого удела во
враждебном, безличностном мире заняла умы многих творческих личностей. Нелепо
здесь все. Даже сама лысая певица, о которой должна рассказать пьеса, не
появляется ни разу.
Супружеская
пара Мартинов в ожидании приема разыгрывает диалог, пытаясь выяснить, где они
могли увидеть друг друга, в результате чего появилось дитя. Артисты Ю.
Калиберда и П. Митягин.
Сцена из спектакля «Лысая певица». П.
Митягин (Мистер Мартин) и Ю. Калиберда (Миссис Мартин)
|
И когда
зритель, наконец, оценил целомудренные сексуальные игры молодой супружеской
пары, появляется Мэри и сообщает, что ребенок не один общий, а два разных,
потому что у одного левый глаз – красный, а правый – белый, а у другого ребенка
наоборот: левый – белый, а правый - красный. Да так уж редки подобные ситуации
в нашей жизни? Серия проверок детей на ДНК просто забила наше телевидение.
Димитровградская
труппа скрупулезно искала выразительные средства чуждой театральной техники, ментальности давних лет
и дальних стран. Тут многое объясняет пластика, музыка, одежда. Художник –
постановщик Заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. В его нарядах
элементы английского флага, строгого английского костюма с неизменным
современным подчеркиванием бюста, высокими узлами волос на головах женщин,
претендующих на изящество, но
не являющееся таковой. Во всем говорящая нелепица.
Димитровградские актеры с режиссером –постановщиком Олегом Александровым бросили вызов, и эксперимент удался. Доказательством служит специальный приз
жюри «За самое яркое впечатление фестиваля», присужденное спектаклю на XI фестивале театров Ульяновской области
«Лицедеи - 2017».
Комментариев нет:
Отправить комментарий