На первом
канале закончился показ нового телесериала «Штрафник».
Послевоенная
преступность. Голод, нищета, продолжающаяся карточная система, засуха 1946 года
способствуют увеличению преступности в первые годы после Великой Отечественной
войны. По сравнению с 1945 годом в 1947- м году преступность в Советском Союзе
увеличилась в 1,5 раза. Было зарегистрировано 1,2 млн преступлений.
Лучшими
сериалами, рассказавшими об этом сложном периоде в истории нашей страны,
безусловно, являются «Место встречи изменить нельзя» С. Говорухина
(преступность в Москве) и «Ликвидация» С. Урсуляка (преступность в Одессе).
В фильме
«Штрафник» действие происходит в небольшом провинциальном городе. Что нового о
том времени поведал он? Что смогло проанализировать 12-серийное кино? Может
быть, о том, что с фронта возвращаются не только герои, истосковавшиеся по
мирному труду, но и те, кто по разным причинам не находит своего места в мирной
жизни?
Возвращаются
предатели, завербованные Абвером, под видом орденоносных героев проникают
откровенные диверсанты. И здесь роль МГБ (госбезопасности) могла бы быть
заглавной.
Могла бы, но
не в фильме «Штрафник». По принятой в последние годы традиции органы КГБ
неизменно изображаются недалекими, ограниченными, нерасчетливыми. В роли
начальника местного отделения Министерства Госбезопасности СССР Пеникера снялся
сам режиссер фильма Олег Фомин.
Начальник местного отделения
Министерства Госбезопасности СССР Пеникер (Олег
Фомин)
|
Его герой
самая яркая личность в рамках костюмной характеристики. Он обеспеченный,
холеный, жена-картинка (актриса Екатерина Волкова). В шикарном пальто песочного
цвета. Ему даже в схватках удается сохранять безупречным свое светлое пальто.
Допросы он ведет, как и полагается оболганным донельзя органам, самым
непозволительным образом. Противостоять послевоенной разрухе такие не могут по
определению.
Остается
родная милиция. Та самая, что идет по следу брендовой «кошки» в сериале «Место
встречи изменить нельзя» или, путаясь и ошибаясь, докапывается до Академика в
«Ликвидации».
Да, в
«Штрафниках» она действует. Прежде всего в лице начальника уголовного розыска
майора Тимошенко (Константин Милованов). Я бы назвала эту роль Милованова
удачной, хотя она не изобилует разными тонкостями и нюансами. Однако этому
человеку, не улыбнувшемуся кажется за 8 серий ни разу, веришь. Видишь в нем
просто умного человека, отдающегося своему делу до мозга костей, как герои уже
упоминавшихся здесь лучших сериалов.
Начальник уголовного розыска майор Тимошенко (Константин Милованов). |
Но и его
выбивает с поля боя бандитская команда. Последняя сцена выздоровевшего некстати
героя Милованова так слаба в актерском и режиссерском плане, что, правда, лучше
бы он не выздоравливал. Могли же отправить его на море на реабилитацию.
В команде
майора Тимошенко достаточно заметных личностей, но не они главные победители.
Главный
победитель – штрафник, капитан полковой разведки, коммунист, человек идеальный
во всех отношениях Игнат Белов (Кирилл Сафонов). Идеальный настолько, что уже в
первой серии один пытается противостоять группе бандитов, захвативших ценности,
возвращаемые дипломатами из покоренной Германии на Родину. Но Родина не
признала героя, Родина назначила его штрафником.
Игнат Белов (Кирилл Сафонов) |
Теперь, чтоб
«обелиться» Игнат Белов должен найти банду и привести главаря под кодовым
именем Горелый (Семен Дрозд). Имя и правда кодовое: Семен Белов горел в танке,
о чем свидетельствует его правая сторона, включая лицо. Семен попал в плен, был
завербован Абвером и теперь скрывает это от всех, врагов и друзей.
В 9-й серии
выдается кульминационная информация: Игнат и Семен – родные братья. Именно
поэтому Горелый не законченный преступник. Воспитанный в нормальной советской
семье, он знает, что такое семейные ценности, родственные связи. Любовь к жене
и доверие к брату побеждают все. Горелый не предстает перед судом
общественности. Но пред Господним, разумеется, предстает, ибо с такой
биографией на земле ему делать нечего.
Горелый (Семен Дрозд). |
Фильм
получился напряженный, динамичный. 6 поздних вечеров прошли незаметно.
(Сценаристы Рамиль Ямалеев и Георгий Головенкин). Порадовали работы актеров
Милованова и Сафонова, у которых больше эксплуатировались их эстетические
данные, уж больно красивы оба. Интересен облик Пеникера – человека, на самом
деле растерянного и одинокого. Заметной оказалась роль второго плана Екатерины
Волковой (жена Пеникера), выделяется особым обаянием милиционер-хохол Микола
Тельцов (Евгений Куршинский).
Комментариев нет:
Отправить комментарий