понедельник, 19 января 2015 г.

«Ах, война, что ты сделала, подлая?!» О телесериале «Палач»

Анатолий Просалов (Даниил) и Виктория Толстоганова (Тоня)в телесериале «Палач»

Новый телесериал «Палач», показанный в середине января 2015 года на Первом канале, идет в 2-х временных измерениях: в 1965 году и во время Великой Отечественной войны. В 1965 году на окраине Москвы убит десятиклассник Петя, расследование дела приводит к событиям военных лет.

В центре внимания 10-серийного фильма «Палач» две противоборствующие стороны: следователь МУРа майор Черкасов (Андрей Смеляков) и затаившийся преступник, предатель Родины Тонька-пулеметчица, скрывающаяся под именем Раисы Ивановны Яковлевой (Виктория Толстоганова).

Тонька не родилась пулеметчицей. Свою довоенную жизнь она характеризует сама: «Отличница, комсомолка, гимнастка. Мороженое, музыка, туфли на Первое Мая». Тоня Малышкина уходит на фронт в неполные 20, уверенная, что будет бить врага до последней капли крови.




У нее есть любимый – Даниил, Даня, которому она клянется в верности, порукой чему будет ее девичья честь. В те времена девственность до замужества была естественным состоянием.


Но война все меняет. Очнувшись после боя, Тоня оказывается на уже оккупированной врагами территории. Вместе с рядовым Федором (Руслан Ягудин) она пытается добраться до своих. Но ее спаситель грубо насилует ее, а потом и отправляет «куда глаза глядят».

Виктория Тостоганова (Тоня)

Естественно, она попадает к немцам, которые бьют и насилуют ее группой и поочередно. Так война сломала ее тело.

Даниил тоже попал в военную мясорубку, оказался в плену, но от идеалов своих не отказался (артист Анатолий Просалов). Судьба свела их вместе, но Даниил не принял, не простил девушке ее не по ее воле падения.

Наверное, психологически устоять Даниле было легче, он был вместе с такими же, как он, верными советскими воинами, теперь военнопленными. Как и все, он стоически принял расстрел.

А Тоня была одна, ей не на кого было опереться. Вслед за телом ломалась душа. Хотелось жить, что тоже естественно для человека.

Тонька – пулеметчица в маске. Только в ней она проводила все расстрелы

Телесериал «Палач» относится к числу хороших, интересных фильмов. Автор сценария Зоя Кудря, известная по фильмам «Граница. Таежный роман», «Мосгаз», «Адмиралъ».

Но психологического анализа порой не достает. Почему Тоня Малышкина стала, говоря современным языком, профессиональным киллером у немцев? Мы немало видели киногероинь – предательниц, сознательно работающих на немцев, но, чтобы советская женщина («отличница, комсомолка, гимнастка») собственноручно из пулемета систематически расстреливала граждан своей страны, такого в кинематографе еще не было. На ее совести полторы тысячи человек военнопленных, партизан, мирных граждан.

В историческом романе французского писателя Джонатана Литтелла «Благоволительницы», написанного от имени офицера СС, рассказывается, как психологически непросто расстреливать безоружных людей. Немцы, враги, сознательно пришедшие на нашу землю убивать, испытывали страшное потрясение, некоторые сходили с ума.

Джонатан Литтелл. Благоволительницы.

У Тони был хороший вариант. Скрываясь в лесу, она увидела и услышала разговор командира партизанского отряда (Виталий Зикора) и разведчицы отряда, переводчика у немцев Раису Сафонову, в дальнейшем Нину Кривовяз (Юлия Пересильд). Почему Тоня не вышла из засады, не стала партизанкой, совершенно не понятно. Вкрапление этого сюжета ничего не объясняет, замысел сценариста и режиссера (Вячеслав Никифоров) в этой сцене не понятен.

Показан лишь результат: Тоня превратилась в Тоньку-пулеметчицу, и это «вторая жизнь» главной героини. «Кровь, изнасилование, окружение, плен, пытки, пулемет». Изгадив тело, война сожгла душу человека.

Страшная история не возникла на пустом месте. Зоя Кудря взяла как основу жизнь военной преступницы Антонины Макаровой.

Антонина Макарова (Тонька-пулеметчица)

До войны Тоня Макарова была стеснительной девушкой, хорошо училась. На фронт ушла добровольцем. Ей был 21 год. Идеалом для девушки была Анка – пулеметчица из фильма «Чапаев».

Санитарка Макарова осталась жива после кровопролитной Вяземской операции. Выбиралась к своим вместе с рядовым Николаем Ферчуком. Стала его «походной женой», но он бросил ее, когда они добрались до деревни, где жила его семья; он был женат.

У немцев Антонина стала киллером – пулеметчиком, за что получала зарплату. В немецком госпитале, где она лечилась от сифилиса, ей удалось украсть документы подпольной партизанки. После освобождения российской территории от немцев она стала работать в советском госпитале под чужим именем, и там встретила молодого белорусского солдата, который ее полюбил.

Разоблачили Макарову случайно. Родственник подал документы для поездки за границу, где сообщил девичью фамилию Антонины. Это было в 1978 году, по приговору суда ее расстреляли.

В телесериале «Палач» главную роль сыграла Виктория Толстоганова. Это лучшая роль актрисы. Она стоически прожила эту тяжелую растоптанную жизнь, сохраняя обаяние матери, жены, невестки. «Я делала все, чтобы им (семье) было хорошо, у меня не получилось» - объясняет цель своей послевоенной жизни следователю Черкасову.

Алена Константинова (дочь Светлана)

С таким «камнем за пазухой», который был у героини, счастье построить невозможно.

Фильм получился интересный, увлекательный, но неровный. Много лишнего, ненужного, наносного. Журналистка 1965 года скопирована с современной папарацци, белыми нитками пришит Брежнев, вылезший из небытия прежний муж жены Черкасова вскоре пропадает с первой попавшей юбкой – все неубедительно, некстати, невпопад.

А рядом с этим Андрей Смеляков, не позволивший себе ни единой фальшивой фразы, замечательные работы Юлии Персидьд (истинная Рая Сафонова), Алены Константиновой (дочь Яковлевых), Анатолия Журавлева (Сергей Яковлев, муж лже-Раисы Ивановны).

Такого Журавлева мы еще не видели. Горячо любящий свою жену, он разбит сообщением о ее прошлом. Верит и не верит, прощает и не понимает весь ужас происходящего. Он весь сник, потерялся. Ничего не осталось от героя войны.

Анатолий Журавлев в телефильме «Палач»

А, если на минутку представить, что не было войны, этого страшного для всех испытания? Ведь была бы еще одна счастливая крепкая семья. Как тут не вспомнить слова Булата Окуджавы: «Ах, война, что ты сделала, подлая!»


1 комментарий: