пятница, 16 января 2015 г.

Весь вечер на сцене Смерть: новое прочтение «Ромео и Джульетты»


Смерть не может находиться далеко, если в городе идет гражданская война. Вражда между кланами Монтекки и Капулетти в пьесе Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» носит настоящий характер гражданской войны, поскольку только за время спектакля гибнет 5 молодых человек.

Сколько погибших за пределами этого короткого периода (всего в 5 дней), зритель может только догадываться. Поэтому введение в новую версию (уже пятую в Ульяновском театре) образа Смерти вполне обосновано. Остается вопрос: как она выглядит, эта Смерть?



Возможно, кто-то помнит фильм В. Грамматикова «Звезда и смерть Хоакино Мурьетты». Роль Смерти исполнил Александр Филиппенко. Его Смерть неприглядна, груба. В длинном широком саване она радостно глумится то в бедной лачуге, где насилуют беременную женщину, то в абстрактном пространстве, в вожделенном ожидании следующей жертвы.


В Ульяновском театре эту роль исполняет одна из самых обаятельных молодых актрис Юлия Ильина. Ее змеиное изящество не могут скрыть даже одежды с бахромой, она молода, энергична, инициативна. Такая Смерть не вызывает страха, она влечет к себе, заманивает. Это и понятно. Джульетте нет и 14-ти, у нее еще нет полного осознания смерти.



Не на много старше и другие участники развернувшейся драмы. Ромео только что страдал от неразделенной любви к Розалине, но, едва увидев другую, как и предсказывали ему друзья, тут же влюбился заново. Все еще зыбко в этом сердце, страсти горят, а разум еще спит. В таком состоянии легко оступиться, наделать ошибок. Тем более, что в христианстве смерть – всего лишь другая жизнь.


Автор новой театральной версии Искандэр Сакаев, режиссер знаменитой Александринки Санкт-Петербурга. Молодой, легкий на подъем, он работает на контрактной основе с театрами разных городов. В Альметьевске (Татарстан) он поставил спектакль «Ромео и Джульетта», который получил приз «Лучший спектакль большой формы» на XII фестивале театров малых городов в 2014 году.

Искандэр Сакаев поклонник театра Мейерхольда, поэтому в своем спектакле он уделяет максимум внимания пластике. Декораций почти нет, актеры действуют в пространстве свободы. Ориентиром для зрителей служат трафареты с крупными, написанными в готическом стиле, буквами: «Балкон», «Келья», «Склеп», «Герцог» и др. Понятие дома обозначают обычные грубо сколоченные табуретки. Зрителю этого вполне достаточно, чтоб понимать, что происходит на сцене.

Новая версия разыгрывается всей труппой. Можно выделить Ф. Каримову (кормилица Джульетты), М. Копылова (Тибальд), С. Чиненова (Бенволио), но в целом это ансамблевая игра. В ней немалую роль сыграли Д. Тарасенко (костюмы), М. Январева (балетмейстер), А. Гущин (педагог-репетитор по пластике). А венчает все это несравненная Юлия Ильина.


Спектакль «Ромео и Джульетта», обозначенный Искандэром Сакаевым как «игра любви и смерти» получился ярким, не стандартным, ни в чем не уступающим многим столичным спектаклям.




Комментариев нет:

Отправить комментарий