воскресенье, 2 февраля 2014 г.

«Бесприданница», 2011, режиссер Пуустусмаа




Классическая пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» потому и классическая, что проблемы, поднимаемые в произведении, созвучны тому времени, в которое пьеса экранизируется. Поэтому она оказалась интересной массовому зрителю и в 1912 году (режиссер Кай Ганзен), и в 1936 (режиссер Я. Протазанов), и в 1974 (режиссер Р. Худяков), и в 1984 (Эльдар Рязанов «Жестокий романс»). В XXI веке проблема «Бесприданницы» снова стала злободневной.

В провинциальном волжском городе обедневшая дворянка Харита Игнатьевна пытается выдать замуж дочерей. Двоих уже пристроила, но не удачно, как оказалось. Осталась младшая – Лариса. Так было в 1874-75 годах во времена Островского.


В 2011 году - учительница Ирина Игнатьевна, «москвичка в пятом поколении», озадачена этой же проблемой. Претенденты на руку дочери Сергей Паратов, Михаил Кнуров, Василий Вожеватов, Юрий Карандышев – ее бывшие ученики, которые по-прежнему приезжают к ней на день рождения.

Как и в пьесе Островского «Бесприданница», трое из бывших учеников занимаются бизнесом, Карандышев является чиновником, заведующим складом боеприпасов. Есть еще один ученик, которого все называют Робинзоном, он советник при Паратове.

Как и в XIX веке, бизнес Паратова развалился, пришлось продать престижную «Ласточку» (здесь роскошный особняк). Спасти положение может женитьба на дочери более удачливого бизнесмена. Любимая (Лариса), в которую Сергей влюбился на учительском Дне рождения три года назад, уже названная невестой, приносится в жертву капиталистическому размаху современной жизни.

Все трогательно, все узнаваемо, прекрасное исполнение роли покинутой Мариной Александровой. Но дальше ремейк «Бесприданница» не удается.

У Островского ночь, проведенная с Паратовым, ломает судьбу девушки. Таковы были нравы в XIX веке, и даже в 80-е годы XX века они были еще понятны зрителю. Кроме того история в фильме Рязанова разыграна филигранно. «Жестокий романс» - лучший фильм маститого Рязанова, коварный обольститель Паратов – лучшая роль актера Никиты Михалкова. Он как удав, к которому кролик (актриса Гузеева) сам лезет в рот самозабвенно и сладострастно.

Ночь, проведенная вместе в наше безнравственное время, не производит никакого впечатления. У современной Ларисы жизнь не сломана, подобные переживания переносят, если не все девочки, то многие.

Шиты белыми нитками коллизии Карандышева. У него сначала не могут вывести «налево»  машину боеприпасов – он честен и принципиален. И тут же ради жилплощади, на которую  приведет любимую девушку, сам отправляет машину и еще оформляет это документально. Ревизор из центра оказался очень кстати.

Кого же тут убивать? Убивают Паратова. А вот дальше самое загадочное и самое краткое, можно сказать, в духе «краткость – сестра таланта».

По «законам» нашего времени за убийство много не дают, достаточно 5 лет. Правда, возникает ассоциация с пятилетним обучением в высшем учебном заведении. У ворот Юрия встречает Лариса на шикарном красном авто и в черных очках.

Когда-то черные очки Паратова погибли под колесами машины, теперь они явно не случайно возникли вновь. Вторую пару очков Лариса вручает Карандышеву, и он, водрузив их на нос, усаживается на капот.

По-разному можно прочитать эту заключительную сцену, в том числе и как «жизнь удалась», теперь уже эти двое, получив хорошее пятилетнее образование, будут диктовать условия.

Справедливы слова  А.Н. Островского: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие» («Гроза»).


Комментариев нет:

Отправить комментарий