Классическая пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»
потому и классическая, что проблемы, поднимаемые в произведении, созвучны тому
времени, в которое пьеса экранизируется. Поэтому она оказалась интересной
массовому зрителю и в 1912 году (режиссер Кай Ганзен), и в 1936 (режиссер Я.
Протазанов), и в 1974 (режиссер Р. Худяков), и в 1984 (Эльдар Рязанов «Жестокий
романс»). В XXI
веке проблема «Бесприданницы» снова стала злободневной.
В провинциальном волжском городе обедневшая дворянка
Харита Игнатьевна пытается выдать замуж дочерей. Двоих уже пристроила, но не
удачно, как оказалось. Осталась младшая – Лариса. Так было в 1874-75 годах во
времена Островского.
В 2011 году - учительница Ирина Игнатьевна,
«москвичка в пятом поколении», озадачена этой же проблемой. Претенденты на руку
дочери Сергей Паратов, Михаил Кнуров, Василий Вожеватов, Юрий Карандышев – ее
бывшие ученики, которые по-прежнему приезжают к ней на день рождения.
Как и в пьесе Островского «Бесприданница», трое из
бывших учеников занимаются бизнесом, Карандышев является чиновником, заведующим
складом боеприпасов. Есть еще один ученик, которого все называют Робинзоном, он
советник при Паратове.
Как и в XIX веке, бизнес Паратова
развалился, пришлось продать престижную «Ласточку» (здесь роскошный особняк).
Спасти положение может женитьба на дочери более удачливого бизнесмена. Любимая
(Лариса), в которую Сергей влюбился на учительском Дне рождения три года назад,
уже названная невестой, приносится в жертву капиталистическому размаху
современной жизни.
Все трогательно, все узнаваемо, прекрасное
исполнение роли покинутой Мариной Александровой. Но дальше ремейк «Бесприданница»
не удается.
У Островского ночь, проведенная с Паратовым, ломает
судьбу девушки. Таковы были нравы в XIX веке, и даже в 80-е годы XX века они были еще понятны зрителю.
Кроме того история в фильме Рязанова разыграна филигранно. «Жестокий романс» -
лучший фильм маститого Рязанова, коварный обольститель Паратов – лучшая роль
актера Никиты Михалкова. Он как удав, к которому кролик (актриса Гузеева) сам
лезет в рот самозабвенно и сладострастно.
Ночь, проведенная вместе в наше безнравственное
время, не производит никакого впечатления. У современной Ларисы жизнь не
сломана, подобные переживания переносят, если не все девочки, то многие.
Шиты белыми нитками коллизии Карандышева. У него
сначала не могут вывести «налево» машину
боеприпасов – он честен и принципиален. И тут же ради жилплощади, на
которую приведет любимую девушку, сам
отправляет машину и еще оформляет это документально. Ревизор из центра оказался
очень кстати.
Кого же тут убивать? Убивают Паратова. А вот дальше
самое загадочное и самое краткое, можно сказать, в духе «краткость – сестра
таланта».
По «законам» нашего времени за убийство много не
дают, достаточно 5 лет. Правда, возникает ассоциация с пятилетним обучением в
высшем учебном заведении. У ворот Юрия встречает Лариса на шикарном красном
авто и в черных очках.
Когда-то черные очки Паратова погибли под колесами
машины, теперь они явно не случайно возникли вновь. Вторую пару очков Лариса
вручает Карандышеву, и он, водрузив их на нос, усаживается на капот.
По-разному можно прочитать эту заключительную сцену,
в том числе и как «жизнь удалась», теперь уже эти двое, получив хорошее
пятилетнее образование, будут диктовать условия.
Справедливы слова
А.Н. Островского: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие»
(«Гроза»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий