Нина Заречная (Алена Тертова) |
Почти не
ошибусь, если скажу, что мировая драматургия «театра переживания» началась с
пьесы А.П. Чехова «Чайка». Он написал ее в 1896 году, точнее закончил в 1896-м.
Но поставить ее так, чтобы о ней заговорили, удалось только спустя два года, и
это были режиссеры К.С. Станиславский и В. И Немирович-Данченко.
Новое
прочтение «Чайки» представил на ульяновской сцене ярославский режиссер Евгений
Марчелли, художественный руководитель театра имени Федора Волкова. Режиссурой
Марчелли занимается с 1986 года. О «Чайке» Чехова он говорит, что «всю жизнь
зрел до этой пьесы».
Я влюблена в
интеллигентность драматургии Чехова. Для меня Нина Заречная – чайка, светлый образ.
Я приходила
к морю, я видала,
Как крылья
чаек беспокойны и тревожны,
Когда над
морем ожиданье шквала,
Как
прикрывают они море настороженно,
И как они
чернеют в час моряны,
И, перья
распластав, кричат от горя,
И как они,
над тихим морем пьяны,
Зовут, зовут
С собою в
небо море...
Оно им -
счастье, перемешанное с болью.
Их высота и
чистота - лишь морю. (Майя Румянцева)
У Марчелли
взгляд на сам образ чайки другой. «На самом деле чайка – это жуткая птица.
Жуткая! Она орет! Вы слышали когда-нибудь, как орут разбушевавшиеся чайки? Это
ад!». Поэтому и Нина Заречная (актриса Алена Тертова) прибегает, запыхавшись, в
неопрятных одеждах, с рюкзачком и тут же на сцене начинает переодеваться в
Мировую Душу.
Нина Заречная в костюме Мировой Души (Алена Тертова) |
Мы видим
подобных девушек-девочек немало в нашей жизни, от них хочется сторониться. Но
Нину можно понять: она одна, папа есть, но он во власти мачехи, без денег, без
наставника. Ее любимый – Костя Треплев - также одинок и безденежен.
Если она
будет выжидать, пока освободится место около Тригорина, она не дождется ничего.
Ибо Аркадина (Анастасия Светлова) хоть и старше возлюбленного, и много старше,
опытна, без комплексов и угрызений совести, предприимчива, сообразительна. У
такой ничего не вырвешь, не возьмешь. Да ей и сочувствуешь. Она хороша!
Интересна! Ей всего 43! А на пятки активно наступает молодая поросль. Тут
«клювом щелкать» не приходится. В ход идут все средства.
«Чайка. Эскиз» - так назвал ее Марчелли – спектакль о любви. Чехов говорил о пьесе:
«пять пудов любви». Заглавные роли здесь играют 4 женщины. Все они озадачены и
ловко маневрируют своими возлюбленными: Аркадина – Тригориным, Маша – учителем
Медведенко, Заречная – Костей Треплевым, Полина Аркадьевна – Дорном.
Последняя
пара, точнее треугольник, Полина Андреевна – ее муж Шамраев – врач Дорн - неожиданно
оказалась весьма выпуклой, яркой. Шамраев (Константин Силаков) – серая,
незаметная личность. Доктор Дорн, «проживший жизнь разнообразно и со вкусом», явно
выигрывает в глазах Полины. Играет его известный актер Евгений Мундум.
Станиславский требовал от актера знания всей жизни персонажа, а не только
временного отрезка, вписанного в спектакль. У Евгения многое прочитывается, я
бы сказала, у этого врача лучше не лечиться, а вот «за жизнь поговорить» очень
даже стоит. Он добр, внимателен, наблюдателен.
Полину
Андреевну исполняет актриса Светлана Спиридонова и делает это восхитительно.
Драматург обидел ее словами (их почти нет), но Спиридонова все рассказала
зрителю глазами. Огромные встревоженные глаза встречаются Дорну на пути везде,
в них столько ожидания, что и пресыщенный Дорн уступает.
Полина Андреевна (Светлана Спиридонова) |
В спектакле,
как и задумано драматургом, нет приоритетных лиц, все персонажи равноправны.
Здесь жизнь как она есть – с обманутыми надеждами, несчастной любовью,
неизменными мыслями о зря прожитой жизни. Три символа: озеро, чайка, Мировая
Душа переосмыслены Евгением Марчелли по- своему.
О иллюзорной
романтичности чайки уже сказано. Константин Треплев (Даниил Баранов) выносит ее на сцену в черном мешке для
мусора. Она и валяется на сцене, как мусор. «Это как крыса, только с крыльями –
еще хуже!» (мнение режиссера о чайке).
Озеро чистое
и светлое, образ девственной природы – здесь большой аквариум, куда прыгает
Нина после выспренних слов о Мировой Душе. Такое прочтение вызывает
сопротивление. Еще на спектакле появилось неодолимое желание перечитать пьесу,
все казалось, что у Чехова не то и не так. Перечитала в этот же вечер, труппа
Марчелли не отошла ни от единого слова драматурга.
«И я, мне
кажется, прочитал ее так, как ее никто не читал. Я думаю – надо же, ну вот же,
написано! Почему никто этого раньше не заметил – главную историю?!» (Евгений
Марчелли). Классическую пьесу режиссер сделал современной. Все персонажи
узнаваемы, они ходят здесь, рядом с нами. Если не сказать, что это мы и есть.
От некоторых
сцен можно и отказаться. Например, бредовые перевоплощения Нины Заречной в
последнем действии. Но вот сцену матери и сына в таком решении увидела впервые,
и это решение современно, болезненно и оправданно.
Аркадина (Анастасия Светлова) и Константин Треплев (Даниил Баранов) |
Сыну 25, он
явно талантлив, но он не унаследовал от матери мертвую хватку, и потому он
беззащитен в этой жизни. В нашей жизни. А мать с детства сдала его в другие
руки, и ей все не до него, поскольку и ее путь не усеян розами. Но она мама,
родная кровь, и любовь материнская инстинктивно пробивается наружу. «Милое мое
дитя, прости… Прости свою грешную мать. Прости меня, НЕСЧАСТНУЮ». Но любовь эта
искривленная: мать, перебинтовывая голову сына, забинтовывает ему лицо. Вот так
прозвучала вечная проблема отцов и детей в спектакле Марчелли.
Новое
прочтение любимой пьесы мне понравилось, очень понравилось. Но оно не может
быть истиной в последней инстанции. Пьесы Чехова не закончены, в них нет
ответов, остаются большие вопросительные знаки. И первый вопрос, который задала
мне внучка после спектакля: «Почему застрелился Костя?». Почему? Люди
размышляют над этим уже больше века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий