Заманчиво название «Утюги или флаг для несуществующего
государства»? Расшифровывается просто: главный герой пьесы – коллекционер,
собирает старые утюги и флаги государств, которые перестали существовать. Кроме
флага СССР в коллекции есть тибетский (самый любимый, «снежные львы на фоне
красных и синих лучей и солнца»), флаги ГДР, Югославии, Чехословакии, Йемена,
других государств.
В жизни Саши, а коллекционера зовут Саша, все зыбко:
не работает, в свои 25 лет живет вместе с братом (в ульяновском варианте с
сестрой) на пенсию мамы, на каком-то малообитаемом острове с символическим
названием Полынь.
В эту Тмутаракань приезжает английский профессор Пол
Шекли (Сергей Кондратенко). Он тоже коллекционирует утюги и хочет приобрести у
Саши какой-либо оригинальный предмет своей страсти.
Тут и разворачивается главная интрига: неожиданно Саша
отказывается продать миниатюрный 20-граммовый утюжок, потому что предыдущей
хозяйке он обещал не продавать уникальный экземпляр.
И далее начинаются открываться достоинства Саши. Он
беззаветно любит сестру, ради нее изучает историю, знает литературу, он
романтик и философ в душе. В ульяновской версии еще и неплохой жонглер (артист
Максим Косолапов)
И флаги он собирает, потому что «кто-то должен помнить»,
что жить «без души нельзя», и «несуществующий» остров для него Божий.
Таким его увидела Мария (артистка М. Жежела), жена
профессора. Вся в белом, красивая, изящная, стройная, появляется словно из
тумана как блоковская Незнакомка. «Случайные встречи вернее задуманных встреч,
как будто сличаются мысли, и души и речь». Эти поэтические строки Натальи
Карповой характеризуют те чувства, которые овладели этими душевно богатыми
людьми. Здесь нет современных страстей и красок, тут все из поэзии начала
прошлого века.
И стихи зазвучали.
Если поесть нельзя, так попробуй
закурить, но у нас ничего не осталось,
чтобы закурить; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если закурить нельзя, так попробуй
спеть, но у нас ничего не осталось,
чтобы спеть; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если спеть нельзя, так попробуй
умереть, но у нас ничего не осталось,
чтобы умереть; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если умереть нельзя, так попробуй
помечтать, но у нас ничего не осталось,
чтобы помечтать; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Их автор - американский поэт Эдвард Каммингс (1894 –
1962), на чье творчество значительное влияние оказал модернизм.
Категорию «случайность» Гегель объяснил, как «непознанную
необходимость». Два человека, две родственные души, должны были встретиться,
чтоб оказать влияние друг на друга, осветить дорогу и расстаться, потому что
каждый из них уже выбрал свои обязанности перед близкими и обществом.
Самым сложным в спектакле является роль Марии, она делает пьесу живой, увлекательной, осмысленной. (Молодой сценарист
Анна Яблонская, молодой режиссер Александр Лебедев). Мне кажется, Мария Жежела
с этим заданием справилась.
Марии отправляет Саша прощальные сигналы языком морских флажков, смысл которых понятен только им двоим: «Нежность. Слабость. Безоблачность. Безвозвратность.».
Марии отправляет Саша прощальные сигналы языком морских флажков, смысл которых понятен только им двоим: «Нежность. Слабость. Безоблачность. Безвозвратность.».
Комментариев нет:
Отправить комментарий