пятница, 6 февраля 2015 г.

«Случайные встречи вернее задуманных встреч». О спектакле «Утюги или флаг для несуществующего государства»


Заманчиво название «Утюги или флаг для несуществующего государства»? Расшифровывается просто: главный герой пьесы – коллекционер, собирает старые утюги и флаги государств, которые перестали существовать. Кроме флага СССР в коллекции есть тибетский (самый любимый, «снежные львы на фоне красных и синих лучей и солнца»), флаги ГДР, Югославии, Чехословакии, Йемена, других государств.

В жизни Саши, а коллекционера зовут Саша, все зыбко: не работает, в свои 25 лет живет вместе с братом (в ульяновском варианте с сестрой) на пенсию мамы, на каком-то малообитаемом острове с символическим названием Полынь.


В эту Тмутаракань приезжает английский профессор Пол Шекли (Сергей Кондратенко). Он тоже коллекционирует утюги и хочет приобрести у Саши какой-либо оригинальный предмет своей страсти.


Тут и разворачивается главная интрига: неожиданно Саша отказывается продать миниатюрный 20-граммовый утюжок, потому что предыдущей хозяйке он обещал не продавать уникальный экземпляр.

И далее начинаются открываться достоинства Саши. Он беззаветно любит сестру, ради нее изучает историю, знает литературу, он романтик и философ в душе. В ульяновской версии еще и неплохой жонглер (артист Максим Косолапов)


И флаги он собирает, потому что «кто-то должен помнить», что жить «без души нельзя», и «несуществующий» остров для него Божий.

Таким его увидела Мария (артистка М. Жежела), жена профессора. Вся в белом, красивая, изящная, стройная, появляется словно из тумана как блоковская Незнакомка. «Случайные встречи вернее задуманных встреч, как будто сличаются мысли, и души и речь». Эти поэтические строки Натальи Карповой характеризуют те чувства, которые овладели этими душевно богатыми людьми. Здесь нет современных страстей и красок, тут все из поэзии начала прошлого века.

И стихи зазвучали.

Если поесть нельзя, так попробуй
закурить, но у нас ничего не осталось,
чтобы закурить; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если закурить нельзя, так попробуй
спеть, но у нас ничего не осталось,
чтобы спеть; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если спеть нельзя, так попробуй
умереть, но у нас ничего не осталось,
чтобы умереть; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если умереть нельзя, так попробуй
помечтать, но у нас ничего не осталось,
чтобы помечтать; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.

Их автор - американский поэт Эдвард Каммингс (1894 – 1962), на чье творчество значительное влияние оказал модернизм.

Категорию «случайность» Гегель объяснил, как «непознанную необходимость». Два человека, две родственные души, должны были встретиться, чтоб оказать влияние друг на друга, осветить дорогу и расстаться, потому что каждый из них уже выбрал свои обязанности перед близкими и обществом.

Самым сложным в спектакле является роль Марии, она делает пьесу живой, увлекательной, осмысленной. (Молодой сценарист Анна Яблонская, молодой режиссер Александр Лебедев). Мне кажется, Мария Жежела с этим заданием справилась. 

Марии отправляет Саша прощальные сигналы языком морских флажков, смысл которых понятен только им двоим: «Нежность. Слабость. Безоблачность. Безвозвратность.».



Комментариев нет:

Отправить комментарий