воскресенье, 15 февраля 2015 г.

«Никогда ни о чем не жалейте вдогонку». Нравственный урок Андрея Дементьева.

Андрей Дементьев в концертном зале Педуниверситета. Ульяновск. 13.02.15.

Известный поэт и радиоведущий Андрей Дементьев встретился с поклонниками своего таланта 13 февраля в концертном зале Ульяновского педагогического университета. Вопросов было много. Среди них о стихотворении «Ни о чем не жалейте».

Это стихотворение звучит в каждой субботней радиопередаче «Виражи времени». Оно кажется несколько пафосным, написанным в традиционном стиле соцреализма. Андрей Дементьев написал их в 1977 году.

Но когда он объяснил причину, стихи зазвучали по-другому, заставили глубоко задуматься.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.


Андрей Дементьев привел простой случай: одного из писателей выдвинули на премию, но не присудили. Подобные взлеты и падения испытывает в жизни каждый. Одни, стиснув зубы, начинаются все сначала, другие впадают в депрессию.

«Не жалейте своей доброты и участья».

Если можешь исправить ошибку, исправь, повинись, если нужно. Но, если «нельзя изменить», надо достойно принять провал. Писатель, о котором говорил поэт, достаточно хороший, достаточно известный, но не пережил неудачи, умер.

В одном из материалов Интернета Дементьев рассказывает, как он сам в мальчишеские годы чуть не пустил себе пулю в лоб, были на то серьезные причины. Спасла случайность.   http://www.aif.ru/culture/person/45176

Потому, наверно, так любимы многими стихи поэта, что они выстраданы, пережиты, много раз обдуманы.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.


пятница, 6 февраля 2015 г.

«Случайные встречи вернее задуманных встреч». О спектакле «Утюги или флаг для несуществующего государства»


Заманчиво название «Утюги или флаг для несуществующего государства»? Расшифровывается просто: главный герой пьесы – коллекционер, собирает старые утюги и флаги государств, которые перестали существовать. Кроме флага СССР в коллекции есть тибетский (самый любимый, «снежные львы на фоне красных и синих лучей и солнца»), флаги ГДР, Югославии, Чехословакии, Йемена, других государств.

В жизни Саши, а коллекционера зовут Саша, все зыбко: не работает, в свои 25 лет живет вместе с братом (в ульяновском варианте с сестрой) на пенсию мамы, на каком-то малообитаемом острове с символическим названием Полынь.


В эту Тмутаракань приезжает английский профессор Пол Шекли (Сергей Кондратенко). Он тоже коллекционирует утюги и хочет приобрести у Саши какой-либо оригинальный предмет своей страсти.


Тут и разворачивается главная интрига: неожиданно Саша отказывается продать миниатюрный 20-граммовый утюжок, потому что предыдущей хозяйке он обещал не продавать уникальный экземпляр.

И далее начинаются открываться достоинства Саши. Он беззаветно любит сестру, ради нее изучает историю, знает литературу, он романтик и философ в душе. В ульяновской версии еще и неплохой жонглер (артист Максим Косолапов)


И флаги он собирает, потому что «кто-то должен помнить», что жить «без души нельзя», и «несуществующий» остров для него Божий.

Таким его увидела Мария (артистка М. Жежела), жена профессора. Вся в белом, красивая, изящная, стройная, появляется словно из тумана как блоковская Незнакомка. «Случайные встречи вернее задуманных встреч, как будто сличаются мысли, и души и речь». Эти поэтические строки Натальи Карповой характеризуют те чувства, которые овладели этими душевно богатыми людьми. Здесь нет современных страстей и красок, тут все из поэзии начала прошлого века.

И стихи зазвучали.

Если поесть нельзя, так попробуй
закурить, но у нас ничего не осталось,
чтобы закурить; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если закурить нельзя, так попробуй
спеть, но у нас ничего не осталось,
чтобы спеть; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если спеть нельзя, так попробуй
умереть, но у нас ничего не осталось,
чтобы умереть; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.
Если умереть нельзя, так попробуй
помечтать, но у нас ничего не осталось,
чтобы помечтать; иди ко мне, моя радость,
давай поспим.

Их автор - американский поэт Эдвард Каммингс (1894 – 1962), на чье творчество значительное влияние оказал модернизм.

Категорию «случайность» Гегель объяснил, как «непознанную необходимость». Два человека, две родственные души, должны были встретиться, чтоб оказать влияние друг на друга, осветить дорогу и расстаться, потому что каждый из них уже выбрал свои обязанности перед близкими и обществом.

Самым сложным в спектакле является роль Марии, она делает пьесу живой, увлекательной, осмысленной. (Молодой сценарист Анна Яблонская, молодой режиссер Александр Лебедев). Мне кажется, Мария Жежела с этим заданием справилась. 

Марии отправляет Саша прощальные сигналы языком морских флажков, смысл которых понятен только им двоим: «Нежность. Слабость. Безоблачность. Безвозвратность.».



воскресенье, 1 февраля 2015 г.

«Чтоб потерял он карточки на хлеб». В память о блокадном Ленинграде

Блокадный сахар. 10 грамм

Это кусочек блокадного сахара. 10 грамм!

Город продержался в блокаде 900 дней. Самое сложное время с 20 ноября 1941 года по 25 декабря 1941 года. В этот период служащие, иждивенцы и дети получали по 125 грамм хлеба, рабочие и ИТР по 250, рабочие горячих цехов по 375 грамм.

Этот хлеб готовили из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки с добавлением льняного жмыха, отрубей, хлопкового жмыха, обойной пыли, мучной сметки, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки. Для обогащения витаминами добавляли муку из луба сосны, ветвей березы и семян дикорастущих трав. В начале 1942 года добавляли даже гидроцеллюлозу.



 Самое страшное пожелание врагу: «Чтоб потерял он карточки на хлеб». Это строчка из поэмы советской писательницы и поэта Веры Инбер «Пулковский меридиан», прожившей в Ленинграде все эти жестокие 900 дней.

Что касается сахара, то принятые нормы были, сахара не было. Тоже касается мяса, круп, жиров. Раздавать эти продукты населению получалось очень редко.

В те страшные дни удалось вывести из города 1,3 миллиона человек. 1840 из них нашли приют в Ульяновской области.

Житель блокадного Ленинграда Галина Векслер

Галина Осиповна Векслер попала в Ульяновск значительно позже и по другой причине. «Лучший детский библиотекарь Ленинграда», автор сборника стихов «Трудные дороги жизни» живет в скромной квартире на первом этаже в Железнодорожном районе.

Однажды во время артобстрела 10-летняя Галя получила неизлечимое заболевание, стали бесчувственными ноги. С тех пор она ходит в ортопедической обуви на костылях. (Подробнее можно прочитать здесь: http://piteropen.ru/blokada/blokada_3_pr.html )

72-х летний юбилей снятия блокады Ленинграда в Ульяновске был отмечен несколькими мероприятиями, главным из которых стал Вечер памяти в Мемцентре 31 января.



Зал был полон. В фойе дети, лауреаты областного конкурса стихов «Аленький цветочек» читали стихи Симонова, Твардовского, других поэтов. Их сверстники и взрослые слушали сосредоточенно.


В концертном зале Ленинского Мемориала Государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» исполнил Седьмую Ленинградскую симфонию Дмитрия Шостаковича, написанную композитором еще в 1942 году, задолго до снятия блокады.

Полная скорби и веры в торжество своей страны симфония исполнялась на фоне огромных слайдов сначала довоенной жизни города, затем страшных свидетельств блокадных испытаний.

Оркестр под управлением лауреата Всероссийского конкурса Дмитрия Руссу исполнил симфонию возвышенно и сдержанно. Благодарная публика, стоя, долго не отпускала оркестрантов, не прекращая оваций. Тогда Руссу высоко поднял партитуру, справедливо объясняя, что главную роль здесь играет талант великого советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, предвидевшего в голодном городе будущую великую Победу.

Ульяновский академический государственный симфонический оркестр «Губернаторский». 31 января 2015 года.